Российское информационное агентство
поиск по статьям и новостям

Лидия Дрягина: «С инклюзивным образованием поспешили»

27.11.2017, 8:42      Новости Кирово-Чепецка

Лидия Дрягина, директор школы для детей с ограниченными возможностями здоровья, побывала на съезде дефектологов, где ей вручили почетный знак «За верность профессии»

—  Лидия Викторовна, кто такой дефектолог?

– Это специалист, который обучает детей с нарушениями развития. В дефектологии есть различные направления: сурдолог, тифлопедагог, олигофренопедагог, специальный психолог.

В настоящее время все больше требуется учителей-дефектологов для обучения детей с расстройствами аутистического спектра, а также специалистов, работающих с детьми, которым поставлен диагноз «церебральный паралич». В нашей школе мы работаем с детьми с нарушением интеллекта.

— Вы сказали «все больше требуется». Есть проблемы с кадрами?

– В России более миллиона детей с ограниченными возможностями здоровья, которые нуждаются в специализированной помощи педагогов.

В образовательных учреждениях страны работает 80,5 тысячи дефектологов, не хватает еще 11 тысяч специалистов. Ежегодно выпускается около 7 тысяч дефектологов, но по специальности решаются работать меньше половины. Еще часть уходит в другие профессии после первого-второго года работы.

 —  А ведь каждый ребенок по закону должен получить образование.

– Да. Еще 5-6 лет назад мы могли снять с обучения ребенка, который не мог освоить предъявляемую учебную программу. Сейчас нет такого понятия – «необучаемый ребенок». Мы обязаны дать образование всем, только по адаптированной под конкретного школьника программе.

К примеру, если ребенку тяжело дается чтение, но нравится рисовать, значит, будем развивать его именно в этом направлении. Так мы создаем для него ситуацию успеха и его полноценности в жизни. Адаптируют программу педагоги образовательного учреждения, где обучается ребенок.

— Есть ли варианты решения проблемы кадрового голода?

– Прежде всего, остро стоит вопрос заработной платы. Было время, когда к заработной плате дефектолога добавлялось 25% от общей начисленной суммы. Это оправданно, ведь педагогам, работающим с такой категорией детей, труднее, чем тем, кто работает в обычных школах.

Существует и проблема качества обучения дефектологов. Четыре года профессиональной подготовки превращаются в виртуальное обучение, а вот необходимой «живой» практики очень мало. Студенты зачастую даже не представляют детей, с которыми им придется работать.

— Выше вы упомянули детей с расстройствами аутистического спектра. Ваш коллектив уже сталкивался с подобной проблемой?

– Первого сентября к нам пришли учиться двое детей с аутизмом. Даже наши опытные и высококвалифицированные педагоги растерялись. Мы не знаем, как работать с этой категорией школьников. А ведь родители ждут результата!

К сожалению, данное заболевание не поддается полному излечению, так же, как врожденная слепота или глухота. Мы можем скорректировать только вторичные недостатки, которые являются сопутствующими.

— А как вы относитесь к инклюзивному образованию?

– С его повсеместным внедрением явно поспешили. В некоторых регионах России подчистую закрыли специализированные образовательные учреждения, решив, что дети с ограниченными возможностями здоровья должны обучаться в обычной школе. Решить решили, а условий не создали.

Так, в общеобразовательной школе слепого ребенка начнут обучать не важному для него дактилю, а буквам и слогам, что в корне неправильно. Школьник с ограниченными возможностями не сможет воспринимать и усваивать учебную информацию в том же виде и темпе, что здоровые дети. К счастью, у нас в регионе специализированные образовательные заведения продолжают работать.

— А есть ли учебники для таких школьников?

– Достойных учебников для детей с ограниченными возможностями здоровья пока нет. Этот факт признает и наука, и Министерство образования РФ. Работа над решением этой проблемы ведется.

В нашей школе из 274 детей 45 имеют множественные нарушения здоровья, а для них учебников и методик преподавания нет вообще. Наши учителя обучают таких детей, лишь полагаясь на собственные знания и опыт, а также на наработки коллег из других регионов. Кстати, у нас немало педагогов, которые разработали авторские учебные ресурсы: рабочие тетради, электронные ресурсы для работы и диагностики.

— А есть положительный эффект от обучения ребенка в специализированной школе, в том числе вашей?

– Наша основная цель – максимальная социализация ребенка в обществе. Некоторые выпускники получают профессию и становятся востребованными на рынке труда. Один ребенок, придя в нашу школу, совершенно не выносил контактов с людьми. При любой возможности он, как паучок, забивался в уголок, лишь бы ни с кем не общаться.

Сейчас это симпатичный, интеллигентный молодой человек, который уже может контактировать с окружающими. Трудности никуда не делись, но его взрослая жизнь, благодаря педагогам и родителям, уже не пройдет под знаком добровольного одиночества.

Источник: gorod-che.ru
 Читайте также:
Мнение редакции интернет сайта yodda.ru никогда не совпадает с мнением, высказаным в новостях..

Пользовательское соглашение   |   Контактная информация   |   Города   |   Отели
Copyright © 2014-2016 yodda.ru - региональное информационное агенство
Яндекс цитирования